Аналитический психолог - Донская Елена Ю.

e.donskaya2011@yandex.ru
 elenadonskaya2015

м. Полежаевская
м. Баррикадная
м. Кутузовксая

Активное воображение

 

 

      Джеффри Рафф в книге "Бракосочетание Софии» описывает различные аспекты активного воображения. В юнгианском анализе используется эта техника, в соответсвии с психодинамическим процессом:

« Четыре аспекта активного воображения

Первый аспект - Символизация. Эго не может ни контролировать воображение, ни участвовать в его развитии. Духовная сила Самости рождает картинки. Эго использует эти символы, работает с ними в активном воображении, но не может создавать их.

Одновременно существуют и внутрипсихические, и психоидные переживания воображения. В обоих случаях символ спонтанно возникает, это может произойти как во время сновидения, так и в процессе активного воображения. Символ может и не быть персонификацией внутренней фигуры, но чаще всего он выступает в нашем воображении как рисунок наших идей, ощущений или озарений. Например, поэзия – это символичная экспрессия чувств и откровений, и настоящая поэзия всегда рождается в воображении. Когда поэт использует символ, он тем самым старается привнести в наш мир что-то необычное в виде образа или словесного оборота. Сны также могут быть поэтичны, поскольку они показывают нам символы, которые могут чему-то научить нас в жизни. У одного из моих клиентов был сон о чудовищных родителях, пожирающих собственных детей. В этом сне он осознал весь страх, который чувствуют дети, когда родители предают их. Образ во сне сформировал переживание и представил нам темную сторону жизни, где родители бьют своих детей.

Воображение сообщает нам информацию о жизни, о нашем Эго и его проблемах, о Боге и природе реальности с помощью символов, которые проявляются через те чувства и откровения, что они создают, просвещают нас. Первая функция воображения очень проста в понимании, поскольку каждый из нас успел ощутить ее либо в своих снах, либо в процессе чтения художественной литературы.

Вторая функция психологического воображения – это персонификация. Как я уже показал в своей предыдущей книге, все, что находится в нашей психике, можно персонифицировать, будь то аффект, комплекс или архетип. Персонификации порождают внутренние фигуры, которые оживают внутри переживаний воображения для контакта с Эго или для другого рода активности. Например, я могу подумать о моем отце, матери, жене или о какой-нибудь незнакомой фигуре, которая будет вести себя определенным образом, и на это я должен буду ответить. Фигура внутри моего сна – это персонификация одной из сторон бессознательного. Они живые и автономны; говорят и делают все, что захотят, и я могу только должным образом отреагировать на это. Автономность внутренней фигуры и ее способность к самостоятельному общению и действию лежат в основе активного воображения и большинства работы индивидуации, которая в свою очередь связана с налаживанием диалога с этими фигурами и, через взаимодействие с ними, интегрированием их в Самость.

В-третьих, у воображения есть сила, которую я называю активацией. Это подтверждается хорошо известным фактом фокусировки Эго на бессознательном, когда одна из его сторон активируется и затем проявляется во сне или активном воображении. Если я начинаю думать о каком-то событии, конфликте или фигуре, то это состояние обычно возникает внутри воображения. И чем больше я концентрируюсь на процессе представления, тем дольше будет держаться сам образ. Если я занимаюсь активным воображением с внутренней фигурой, то я буду думать либо об этой фигуре, либо о проблеме, которую мы только что с ней обсуждали. Или, наоборот, я могу размышлять об этой фигуре, и вскоре она появится в моем активном воображении. Можно погрузиться в непрерывный процесс мечтания, ведущий к активному воображению и потом снова к мечтанию. Активация может возникнуть и в тот момент, когда я совершенно неожиданно для себя начинаю думать о предмете, в котором ранее не был заинтересован, но после обдумывания интерес к нему возрастает.

В четвертых, активное воображение всегда несет в себе трансформацию. То, о чем мы думаем или видим во сне, уже происходит или будет совершаться в нашей психике. Активация мысли запускает движение и преобразование внутри психики, и именно поэтому Юнг называл образы «символами трансформации». Мысли создают свой собственный путь преобразования внутри психики, когда же Эго более сознательно включается как в интерпретацию, так и в воображение, тогда степень трансформации возрастает. Добывание знаний из нашего переживания воображения или получение сообщения от него рождает в нас новое восприятие мира вокруг, меняет наше поведение и даже некоторые состояния нашего сознания. Более того, воображение имеет, как это определил Юнг, «трансцендентную функцию», с помощью которой происходят глобальные изменения внутри нашей Самости и благодаря которой Самость проявляется. В ходе воображения осуществляется трансформация и рождается Самость. Так воображение становится самой главной силой в процессе индивидуации или достижения психологической целостности".

Джеффри Рафф "Бракосочетание Софии»

https://castalia.ru/perewody/gnostitsizm-perevody/2891-dzheffri-raff-brakosochetanie-sofii-vvedenie.html