Аналитический психолог - Донская Елена Ю.

e.donskaya2011@yandex.ru
 elenadonskaya2015

м. Полежаевская
м. Баррикадная
м. Кутузовксая

Теория комплексов Юнга

       Согласно теории Юнга, психика состоит из трех отдельных взаимодействующих между собой структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго, это то, что находится в сфере сознания-мысли, чувства, воспоминания, ощущения. Личное бессознательное включает в себя воспоминания, конфликты, чувства, которые были когда то раньше, но вытеснены или забыты. Коллективное бессознательное общее для всего человечества. В нем отражены мысли, чувства, знания, духовное наследие всего человечества. Описано в мифах, сказках, музыке, произведениях искусства.

     В 1901 г. Юнг работал в клинике в Цюрихе и пытался определить источники душевного расстройства пациентов. Он проводил ассоциативный тест, исследовал словесные ассоциациации, временную и эмоциональную реакцию пациента на определенные слова.  В своей работе  «Обзор теории комплексов» [1] Юнг пишет: «несмотря на направленность теста на определение средней скорости реакции и ее качества, этот результат получился относительно побочным по сравнению с тем, в какой степени метод был нарушен автономным поведением психе, то есть ассимиляцией. Именно так я открыл чувственно-окрашенные комплексы, которые ранее воспринимались как несостоятельность реакции». То есть комплексы нарушают процесс ассоциативного мышления и памяти. 

     Юнг открыл, что личное бессознательное содержит в себе комплексы чувств, представлений, мотивов и установок, которые были вытеснены из сознания индивидуума и/или из памяти его семьи, рода. Комплекс состоит из группы психических проявлений и чувств, привязанных к этим проявлениям. Комплексы могут быть частично осознаваемы или вытесненными в бессознательное. Комплекс вытесняется в силу душевной боли, связанной с воспоминаниями о травме, в результате которой образовался комплекс или в связи с неприемлемой репрезентацией комплекса. Юнг предположил, что комплексы являются фрагментами психики, осколочными психе. Источником происхождения комплекса является травма, эмоциональный шок или моральный конфликт. Юнг считал, что  в ситуации травматического воздействия психика начинает образовывать множество различных комплексов, каждый из которых содержит определенный набор архетипических мотивов или образов в своей сердцевине, которые сформированы более глубокими «пластами» бессознательного, придающими им нуминозный характер. Диссоциация психического на комплексы это способ самосохранения, надежный, но разрывающий связь с реальностью, вплоть до актуализации психотического содержимого бессознательного. [2]

    К. Юнг считал, что травма это не просто ситуация или процесс, невыносимый для психики, но нечто, имеющее отношение к ее бессознательному смыслу.

    «Чем же, наконец, является с научной точки зрения «чувственно-окрашенный» комплекс? Это образ определенной психической ситуации, которая сильно эмоционально акцентуирована, и к тому же несовместима с привычной позицией сознания. Этот образ имеет мощное внутреннее соответствие, и присущую только ему целостность, и, вдобавок, относительно высокий уровень автономности, а значит, подлежит только ограниченному контролю сознательной мысли, и ведет себя как одушевленное чужеродное тело в сфере сознания. Комплекс обычно подавляется усилием воли, но его существование не подвергается серьезной опасности, и при первой же возможности проявляется с прежней силой. Определенные экспериментальные исследования показывают, что кривая его активности или интенсивности имеет волнообразный характер, с «длиной волны» в несколько часов, дней, или недель». [1]

     Иными словами Комплекс – это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или "констеллирующий" различные переживания и психические проявления.

     К. Г. Юнг еще в 1907 году опубликовал небольшую работу «Психоз и его содержание», где пытался обосновать факт того, что все проявления тяжелого психического расстройства строго детерминированы предшествующими переживаниями пациента К. Юнг [3]. Он считал, что аффект является центральным организующим принципом психической жизни, т.к. он связывает воедино разнородные компоненты разума (ощущения, идеи, воспоминания, суждения), наделяя каждый из этих элементов общей для всех «чувственной окраской». В том случае, если жизненные события сопровождаются сильным аффектом,  все ассоциированные с  этим событием ментальные элементы и элементы восприятия этого переживания будут структурироваться вокруг этого аффекта, образуя чувственно окрашенный комплекс. Ядро комплекса представляет собой  архетипический аффект, оболочка состоит из отдельных фрагментов личного опыта. Только по проявлениям образов «оболочки» можно выявить суть комплекса.

     Согласно Юнгу, комплексы обладают универсальной тенденцией выражать себя в образах живых существ, динамически взаимодействуя с эго в сновидениях и другом фантазийном материале. Присущая психике  символа образующая функция автоматически персонифицирует аффекты в форме узнаваемых образов. Каждый комплекс представляет собой неразрывное единство непрерывных бессознательных психологических изменений и проистекающих из них аффектов, а также  формообразующего фактора, выраженного в виде символических образов, делающих комплекс доступным сознанию в виде мысленного образа. Из комплексов состоят персонажи и сюжеты  снов, образы видений.

        Степень влияния комплексов на эго зависят от силы аффекта, образующего комплексы, а также от того является ли этот аффект переносимым или нет [1]. Комплексы, компонуются вокруг самых обычных тем. Например, человек с комплексом власти, может расходовать значительную часть своей психической энергии на деятельность, прямо или косвенно, связанную с властью. Комплексы обладают относительно высоким уровнем автономности и оказывают сильное влияние на поведение человека. В той же работе [1], Юнг пишет, что «комплексы могут обладать нами». Наряду с этим, отщепленный комплекс лишен энергии Самости и не может воспользоваться ее безграничными возможностями, эту связь приходится долго и терпеливо восстанавливать в аналитическом процессе.

      В. Зеленский пишет: «Комплекс несет в себе определенную энергию и образует как бы отдельную маленькую личность. Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей собственной жизнью независимо от сознательных намерений этого индивида» (4).

      Комплексы могут быть бессознательными-вытесненными в силу болезненности связанного с ними аффекта или неприемлемости самих репрезентаций, но они могут и осознаваться и, по крайней мере, частично разрешаться.

      Сами по себе комплексы живут в нашей психике и это нормально. Когда наше поведение захватывает какой-то комплекс, наше поведение выходит за рамки нормы. Юнг утверждал, что личное бессознательное у каждого человека уникально, и, как правило, доступно для осознания. В результате источник возникновения комплекса, сам комплекс  или его части, могут быть до некоторой степени осознаны и интегрированы в сознание. 

     В своей последней работе «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг пишет:  «Моя жизнь представляет собой историю самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится к реализации, и человеческая личность, ощущая себя единым целым, хочет развиваться из своих бессознательных источников» [5].

     Комплексы, как важные составляющие бессознательного, «подают» сигналы, которые можно распознавать через определенные проявления в характере и внешних проявлениях человека. Комплекс автономен, пока находишься внутри комплекса, влияние комплекса невозможно осознавать,  поведение человека автоматическое. 

     Комплексы проявляют себя по-разному: [6]

- когда мы иррационально чего-то боимся или стесняемся, например, позвонить знакомому, который заведомо будет рад звонку, но мы все равно откладываем звонок;

- когда человек раз за разом повторяет одни и те же ошибки. Эти ошибки его ничему не учат. Такие ошибки могут проявляться как на работе (в повторе одних и тех же рабочих ошибок), так и в личной жизни на стадии выбора партнера и при выстраивании с ним отношений. 

- Когда мы чувствуем внутренний конфликт, который можно объяснить или тем, что неосознаваемый комплекс хочет совсем другого, чем сознательное Я, или  сражением двух неосознанных комплексов между собой.

- Когда нам отказывают наши когнитивные способности. Мы не можем вспомнить имя другого человека, оговариваемся, слышим совсем не то, что говорилось. В этом случае комплекс искажает наше восприятие, память и внимание. 

- комплекс проявляется в измененных состояниях сознания, например, когда в условиях выживания, стеснительный мягкий человек превращается в героя, или, наоборот, из героя в обычной жизни превращается в труса, неспособного к адекватному действию

- комплексы проявляются под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ: В этом случае верна поговорка:  «Что у трезвого на уме, у пьяного на языке» можно понять так: спрятанный комплекс в измененном состоянии сознания вышел на поверхность и показал себя во всей красе.

- Когда мы ведем себя, как будто в нас вселился другой человек. Когда человек совершает несвойственные ему поступки, за которые ему потом стыдно. Очень часто человек, совершивший массовое убийство, описывается его знакомыми как тот, кто и мыши не обидит. Они бывают, потрясены тем, как за внешностью и поведением обычного и очень тихого обывателя, скрывался жестокий маньяк.

     Мы рассмотрели предельные случаи  захваченности комплексом, выходящие за рамки нормальной психологии, потому что в этих предельных случаях отражается, пусть и в утрированной форме, то, что случается в жизни каждого из нас.

       Чтобы жизнь человека была более полной, осознанной, спокойной и в соответствии с его истинными истоками,  необходимо анализировать проявления бессознательных комплексов, вносить эти проявления в сознание. Тогда постепенно, комплексы ослабят свое воздействие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Юнг К. (1934). Обзор теории комплексов. (Синхронистичность).- М,:  Рефл.Бук Ваклер, 1994.
  2. Юнг К. (1963) Воспоминания, сны, размышления (Дух и жизнь).- М.: Практика, 1996. 
  3. Юнг К. (1907) «Психоз и его содержание» в кн. Избранные труды по аналитической психологии (Работы по психиатрии).- СПб.: Академическийпроект, 2000.
  4. Зеленский В. «Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий», М., «Когито-Центр», 2004 г.
  5. Юнг К. «Воспоминания, сновидения, размышления»